Авторы |
Влазнев Алексей Иванович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра общей физики и методики обучения физике, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), of@pnzgu.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. За последние годы много внимания в педагогике уделяется формированию компетенций у студентов вуза. Отдельные вопросы данной проблемы отражены в научной литературе. Однако можно констатировать, что несмотря на многоплановость подходов, проблема формирования компетенций студентов вуза далека от разрешения. В особенности это касается показателей оценивания выпускной квалификационной работы, анализа развитости компетенций в процессе ее защиты. Цель исследования – разработать критерии оценки выпускной квалификационной работы, провести анализ развитости компетенций исходя из характеристики оценочного средства и пятибалльной шкалы оценивания.
Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе анализа психолого-педагогической, методической и научной литературы по изучаемой проблеме.
Результаты. Согласно концепции компетентностного подхода выпускник высшей школы должен обладать как профессиональными, так и общими, универсальными компетенциями. Возникает вопрос, как оценить эти компетенции, особенно на завершающем этапе обучения, при написании выпускной квалификационной работы. В настоящее время оценочные средства для итого-вой государственной аттестации находятся в самой начальной стадии разработки. Нами сделана попытка оценить по пятибалльной шкале основные показатели выпускной квалификационной работы (ВКР): актуальность и обоснованность выбора темы, логика работы, самостоятельность, достоверность выводов, оформление ВКР, качество доклада, литература и внедрение, общая оценка. Проведен анализ развитости компетенций в процессе защиты ВКР на примере профиля подготовки «Технология» (педагогическое образование), квалификация выпускника – бакалавр.
Выводы. Изучение и знание вопроса оценивания и анализа развитости компетенций студентов вуза в процессе защиты выпускной квалификационной работы позволяет нацелить выпускника на получение положительного конечного результата.
|
Список литературы |
1. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государствен-ных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : метод. пособие / В. И. Байденко. – 2-е изд. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специали-стов, 2005. – 114 с.
2. Зеер, Э. Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование. – 2007. – № 4. – С. 9–10.
3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе совре-менных подходов к проблемам образования? / И. А. Зимняя // Высшее образова-ние сегодня. – 2006. – № 6. – С. 20–26.
|